«Je pense, donc je suis» «Cogito ergo sum» «Я мыслю, следовательно, я есмь»
Р. Декарт, 1637

300 years v3

Новости Центра

"Горные заводы Урала: этнографический альбом"

Сотрудники Института гуманитарных исследований УрО РАН (филиал ПФИЦ УрО РАН) совместно с коллегами из Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета приступают к реализации проекта "Горные заводы Урала: этнографический альбом", поддержанного Русским географическим обществом.

Категория: Пресс-центр
Опубликовано: 30.06.2025
 

Поздравляем Сероваева Григория Сергеевича с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук!

Тема диссертационной работы: «Механические аспекты измерения деформаций точечными и распределенными волоконно-оптическими датчиками».

Категория: Пресс-центр
Опубликовано: 30.06.2025
 

Ученым ПФИЦ УрО РАН вручены награды Российской академии наук

27 июня на заседании Объединенного ученого совета ПФИЦ УрО РАН состоялось торжественное вручение юбилейных медалей «300 лет Российской академии наук» сотрудникам Центра.

Категория: Пресс-центр
Опубликовано: 27.06.2025
 

Артефакты из 13 века и преступления «черных копателей» - ученые ПФИЦ УрО РАН ведут археологические работы в Чусовском округе

Археологи ИГИ УрО РАН (филиал ПФИЦ УрО РАН) совместно с коллегами из ПГНИУ и ПГГПУ проводят раскопки на средневековом памятнике Антыбары в Чусовском округе.

Категория: Пресс-центр
Опубликовано: 26.06.2025
 

Пермские ученые открывают новые страницы в истории Чайного пути

7-9 июня 2025 г. ученые ПФИЦ УрО РАН посетили г. Ухань с целью обмена опытом в изучении и фиксации нематериального наследия.

Категория: Пресс-центр
Опубликовано: 25.06.2025
 

С 2 по 6 июля 2025 года в г. Перми пройдет ХVI Конгресс антропологов и этнологов России

Конгресс ведет свою историю с 1995 года, и мероприятие традиционно является крупнейшим событием в жизни отечественной антропологии и этнологии. Его проведение, как правило, задает вектор развития дискуссий по основным направлениям развития этой области знания в нашей стране.

Категория: Пресс-центр
Опубликовано: 25.06.2025

Анонсы

Целевое обучение в аспирантуре ПФИЦ УрО РАН

По вопросам целевого обучения в аспирантуре ПФИЦ УрО РАН обращаться в отдел аспирантуры по телефону: +7 (342) 212-40-78

Категория: Пресс-центр
Опубликовано: 30.06.2025
 

Заседание Объединенного ученого совета

27 июня 2025 года (пятница) в 10:00 состоится заседание Объединенного ученого совета ПФИЦ УрО РАН.

Опубликовано: 24.06.2025
 

ВКВО-2025

7−10 октября 2025 в Перми состоится Х Всероссийская Диановская конференция по волоконной оптике.

Опубликовано: 17.06.2025
 

ХIII Информационная школа молодого ученого

22-25 сентября 2025 года Центральная научная библиотека УрО РАН приглашает принять участие во Всероссийской междисциплинарной молодежной научной конференции с международным участием «ХIII Информационная школа молодого ученого».

Опубликовано: 21.05.2025
 

Пермские гидродинамические научные чтения

В рамках мероприятий, посвященных Десятилетию науки и технологий, ПФИЦ УрО РАН, ИМСС УрО РАН и ПГНИУ приглашают принять участие в работе IX-ой Всероссийской конференции с международным участием «Пермские гидродинамические научные чтения», которая будет проходить в Пермском государственном национальном исследовательском университете с 1 по 3 октября 2025 года.

Опубликовано: 19.05.2025
 

Заседание Объединенного ученого совета

16 мая 2025 года (пятница) в 10:00 состоится заседание Объединенного ученого совета ПФИЦ УрО РАН, посвященное 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Опубликовано: 06.05.2025
 

Заседание Объединенного ученого совета

02 апреля 2025 года (среда) в 10:00 состоится заседание Объединенного ученого совета ПФИЦ УрО РАН.

Опубликовано: 27.03.2025
 

Положения о филиалах:

Соглашения:

Прием на работу и аттестация научных работников:

 Закупки:

Главное здание ПФИЦ УрО РАН под его историческим названием «Дом Грибушина» было представлено в 2014 году на сайте портала lenta.ru в фотогалерее «Архитектурный символы российских городов-миллионников». Не случайно только это здание было выбрано для фотогалереи. Известный исследователь архитектуры Валерия Звагельская в статье «Архитектура модерна на Урале» писала: «По богатству палитры декоративных средств модерна, по высокой художественной ценности даже второстепенных деталей, будь то рисунок кованых кронштейнов или форма столбов ограды, особняк Грибушина не имеет себе равных среди круга городских особняков Урала».

Александр Бонавентурович Турчевич, автор проекта исторического особняка, был одним из тех зодчих, которые определяли развитие архитектуры на Урале. Он возвел строительное дело в ранг искусства. Мастером было реализовано около 150 проектов гражданских и культовых зданий.

turch 02

Особняк строился как дом-театр по заказу известных и состоятельных жителей Перми Кашперовых. С архитектором их объединяло серьезное увлечение театром. Своей необычностью дом вскоре привлек внимание семьи известных на Урале миллионеров и меценатов Поклевских-Козелл. Но и они также недолго владели особняком, что-то принудило их в 1904 году расстаться с этим зданием.

Третьими владельцами особняка явились уже Грибушины, точнее вдова кунгурского миллионера - чаеторговца Михаила Ивановича Грибушина Антонина Ивановна и ее сын Сергей Михайлович Грибушин. Стремясь укрепить славу семьи, известной своим богатством и широкой благотворительной деятельностью, они решили перестроить особняк. Для осуществления сложных строительных и оформительских работ вновь был приглашен А.Б. Турчевич.

Антонида Ивановна Грибушина        Грибушин Сергей Михайлович

Маститый архитектор с самого начала построил дом из самой влагоустойчивой породы деревьев – пермской лиственницы. Но на этот раз появилась возможность сделать дом еще более долговечным, поместив деревянный сруб в надежную кирпичную оболочку. Таким образом, в 1907 году на месте еще не успевшего состариться прежнего дома появился фешенебельный двухэтажный особняк с уникальным наружным и внутренним декоративным оформлением. Стиль модерн архитектором был не только сохранен, но и подчеркнут новыми художественными достоинствами. Изысканный лепной декор украшал фасад и продолжался в богатой и разнообразной по элементам лепнине потолков и плафонов парадных залов. Приглашенный Турчевичем мастер-самоучка Петр Агафьин как никто другой умел «читать» рисунки и чертежи архитектора, наделяя лепной растительный орнамент непостижимой жизненной силой. Самой яркой и запоминающейся деталью декоративного убранства дома по праву считаются маскароны – маски идеализированных женских лиц в капителях пилястр и различных композициях. Так Дом Грибушиных стал памятником не только зодческого искусства, но еще и памятником почти забытого в наше время мастерства архитектурной художественной лепки.

DSCF0469  012 v  001 005 v

 

016 v  007  020 v  011