«Je pense, donc je suis» «Cogito ergo sum» «Я мыслю, следовательно, я есмь»
Р. Декарт, 1637

300 years v3

В 1979 году группой московских специалистов института «Спецпроектреставрация» было проведено обследование и составлено «Заключение о техническом состоянии памятника архитектуры начала XX века Дома Грибушина в г. Перми». В нем констатировалось полное или частичное разрушение карнизов, штукатурки и лепнины по всему фасаду здания. К этому времени пилоны ворот из кирпича утратили и штукатурку, и кованую решетку. Внутри дома только парадный вход был в удовлетворительном состоянии, так как с 1921 года он был закрыт и превращен в склад. Уникальный лепной декор из гипса был наполовину утрачен. То, что уцелело, было покрыто несколькими слоями краски и копотью. Мозаичный паркет из почти двух десятков ценных пород дерева, включая вишневое дерево из Китая, пришел в негодность. Но каркас здания в целом дал незначительные деформации. Это важное обстоятельство объясняется структурным решением стен особняка: сруб из круглых стволов лиственницы облицован кирпичом, затем отштукатурен. Многослойные стены помогли дому выстоять, несмотря на долгие десятилетия его нещадной эксплуатации. С 1919 года в нем поочередно размещались различные медицинские учреждения: сводный полевой госпиталь, санаторий для легочных больных, детская больница.

В 1987 году состоялся долгожданный переезд детской клинической больницы в новое, специально выстроенное для нее здание, что неподалеку от старого. Бывший купеческий особняк выглядел настолько убого, что власти собирались его снести как «не подлежащее восстановлению». Тяжелую ношу огромных по объему восстановительных и реставрационных работ взял на себя член-корреспондент РАН Юрий Степанович Клячкин. В те годы перед ним была поставлена задача создания в Перми научного центра АН СССР. Большая организационная работа шла параллельно с поисками подходящего помещения. Вначале Ю.С. Клячкин, как и другие руководители города, отказался от бывшего особняка Грибушина. Но узнав, что когда-то прекрасный дом, ставший бесхозным, собираются снести «под бульдозер», принял решение о его спасении. Концепция восстановления особняка «один к одному» была принята совместно с пермским архитектором-реставратором Г.Д. Канторовичем, имевшим большой опыт работы с архитектурными памятниками.

Двор Грибуш разруш001

 

Дом Грибушина1  Дом Грибушина2  Дом Грибушина3

К начальному этапу восстановительных работ приступили уже в ноябре 1987 года. Первым делом из подвалов, отведенных под овощехранилище, вывезли несколько самосвалов гнилого картофеля. Пришедшие в негодность (85%) деревянные перекрытия поменяли на кирпич с гидроизоляцией. С потолков специальной смывкой, изготовленной для этой цели в академическом Институте технической химии, сняли слои краски. При восстановлении лепных деталей использовался состав, разработанный Пермским политехническим институтом. Паркет удалось восстановить только в парадной (музыкальной) гостиной благодаря немногим уцелевшим фрагментам паркета остальных комнат. В них настелили новый паркет, привезенный из Винницы. Прежние люстры были все до одной утеряны. Новые люстры заказали в Москве и Петербурге. По двум сохранившимся образцам дверных ручек московские мастера выполнили и остальные. Изготовление и установка вазонов, лепных гирлянд, маскаронов, скульптурных групп и других элементов наружного декора здания, внутренние работы с лепниной проводились в течение нескольких лет при участии скульптора Ю. Екубенко и лепщика В. Машкова. К 1992 году основные восстановительные работы были завершены. Еще через 5 лет особняку «вернули» флагштоки и кованый ажур ворот, выполненных кузнецом В. Базаровым по сохранившимся рисункам А. Турчевича. Калитки и ограду реставрировал кузнец И. Кадочников.

Сменивший Ю.С. Клячкина на посту председателя ПНЦ УрО РАН (ныне ПФИЦ УрО РАН) член-корреспондент РАН (академик РАН с 2003 года) В.П. Матвеенко продолжил ремонтно-восстановительные работы. На месте прогнившей деревянной веранды построен зал заседаний, модернизированы электропроводка и система отопления, поменялись обои на стенах и оснастка окон, регулярно обновляется фасад дома. При этом неизменным остается расположение комнат и бережно сохраняется воссозданное пермскими мастерами уникальное архитектурно-декоративное убранство исторического здания.

Возрожденный памятник архитектуры и искусства художественной лепки бывший особняк купца Грибушина, одно из лучших творений выдающегося зодчего А.Б. Турчевича, в наши дни, как и более ста лет назад, украшает город своим неповторимым обликом.

Дом Грибушина   

Культурные традиции в купеческом особняке изначально складывались основательно и с размахом. Здесь ценили ансамблевое музицирование, а на парадных приемах часто исполнялись музыкально-поэтические композиции, тон которым задавал актер и архитектор, душа пермского общества А.Б. Турчевич. Поэтому неудивительно, что хозяин дома Сергей Михайлович Грибушин, неплохо игравший на рояле, и его младший брат Николай Михайлович, окончивший Санкт-Петербургскую консерваторию по классу скрипки, стали инициаторами создания в Перми первого на Урале отделения Императорского русского музыкального общества и его меценатами. Произошло это в 1908 году при единодушной поддержке Пермской городской думы, осознававшей важность перехода от частных уроков к систематическому музыкальному образованию.

В наше время первый концерт в отреставрированном здании прошел 23 апреля 1993 года. Он послужил началу долговременного сотрудничества Пермского научного центра (ныне Пермского федерального исследовательского центра) Уральского отделения РАН и Пермской музыкальной общественной организации «Классик». С этого времени на концертных вечерах в Музыкальной гостиной стали встречаться раз в месяц, по четвергам, меломаны-слушатели с меломанами-исполнителями. Постепенно сложился круг постоянных слушателей, который в дальнейшем стал именоваться клубом «Классик». Традиция проведения камерных музыкальных вечеров, возобновленная в 1993 году, с тех пор не прерывалась. К 2018 году их состоялось более 200.

С 2004 года в тематике концертов начала складываться историко-культурная составляющая, связанная с эпохой Серебряного века. А.Б. Турчевич – один из наиболее характерных и ярких ее представителей. К этому времени о его жизни и деятельности появились исследования пермских историков архитектуры и публикации краеведов. Они дали обширный творческий материал для музыкальных вечеров в гостиной ПНЦ УрО РАН. За проведение цикла концертов «Лики модерна», посвященного 155-летию со дня рождения Турчевича, бессменный руководитель «Классика» и ведущая музыкальных вечеров Людмила Михайловна Корж была удостоена премии города Перми имени исследователя и просветителя Пермского края Н.Н. Серебренникова. Продолжение историко-культурной составляющей музыкальных вечеров связано с именем композитора И.П. Ларионова – уроженца Перми, автора всемирно известной песни «Калинка». Кульминацией организационно-творческой деятельности по этой теме стало исполнение в декабре 2014 года в Музыкальной гостиной оперы И.П. Ларионова «Барышня-крестьянка», прозвучавшей впервые через 140 лет после ее премьеры в Санкт-Петербурге.

С октября 2015 года концерты камерной классической музыки стали неотъемлемой частью нового инициативного проекта «Грибушинские ассамблеи в ПНЦ (ныне ПФИЦ) УрО РАН». Вечера, проходящие в рамках Грибушинских ассамблей, объединяют два основных события: научно-популярный доклад или сообщение и концертную программу, эмоционально и содержательно связанную с научной частью вечера. Такой формат проведения вечеров создает синергический эффект, усиливающий воздействие интеллекта и эмоций. Не последнюю роль в этом играет безупречная акустика Музыкальной гостиной. Накопленный учеными богатый научный и жизненный опыт, включенность в жизнь искусства послужили новым импульсом к обновлению и развитию уникальных культурных традиций, сложившихся в историческом особняке – главном здании ПФИЦ УрО РАН.

Попова Ольга  Ронжин Вячеслав 

Тыщик А. и Колесников А

Артисты и Ившина И.Б